Самбо

 

История самбо

Самбо – самооборона без оружия – уникальное отечественное единоборство, взявшее на вооружение систему русского рукопашного боя, национальные виды борьбы народов России, а также лучшее из японского дзюдо и джиу-джитсу.
В основе философии самбо лежит цельная, но динамическая система подготовки, взявшая все самое лучшее, передовое и целесообразное, с учетом нравственных принципов народов, передавших в самбо часть своей культуры.
Самбо – единственный в мире вид спорта, где русский язык признан официальным языком международного общения.
История самбо связана с именем целого коллектива сподвижников и тренеров, создавших эту уникальную систему самообороны в 20-30-х гг. ХХ века. Среди этих людей особо выделяются три человека, которые и являются основоположниками самбо – Виктор Афанасьевич Спиридонов (1882-1944), Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937) и Анатолий Аркадьевич Харлампиев (1906-1979).
В.А. Спиридонов – малоизвестная личность, прошел серьезный жизненный путь в поисках боевых единоборств. После русско-японской войны Спиридонов увлекся джиу-джитсу, которому посвятил большую часть времени до Первой мировой войны. Основную деятельность по созданию системы самозащиты Спиридонов начал в составе Московских окружных курсов инструкторов спорта при Красной Армии в 1919 году. Начинать пришлось с нуля, не было ни программ обучения, ни преподавателей. Не было даже методики преподавания и Спиридонову пришлось методом проб и ошибок создавать систему самозащиты на базе самого лучшего, что он имел в своем арсенале – рукопашный и штыковой бой, английский бокс, американская вольная борьба, джиу-джитсу – отбиралось не только самое лучшее, но и эффективное для боя, самые надежные и простые приемы, на которые можно было положиться в любой переделке. Уже в 1922 году Спиридонову удалось создать «синтетическую» систему самообороны, которая была составлена уже из лучших приемов всех существовавших к тому времени систем. С 1921 года Виктор Афанасьевич, чтобы улучшить свою систему самообороны, начал работать в уголовном розыске, проводя задержания особо опасных преступников со своими учениками.
В 1922 году Спиридонов стал одним из учредителей спортивного общества «Динамо», которое объединило в своих рядах спортсменов чекистов, пограничников, милиционеров. Получив специальную аудиторию в масштабах всего государства, Спиридонов начал совершенствовать свою систему самообороны, добавив в нее все запрещенные приемы самообороны из других боевых искусств, а также работу по «болевым точкам» и «мертвым зонам». Система Спиридонова была полностью прикладной и узконаправленной для подготовки бойцов силовых структур молодого Советского государства. Основные принципы его системы легли в дальнейшем в современный раздел самбо – боевое самбо.
Спиридонов ввел поединки по самообороне по времени и правилам. Поединки проводились в одежде и обуви, а часто и в гимнастерках, чтобы создать максимальное приближение к боевым условиям. В феврале 1929 года был проведен 1-й Чемпионат «Динамо» по самообороне, правда на афише было написано «джиу-джитсу».
Основатель будущего боевого самбо умер в 1944 году от рака легких, готовя бойцов Красной Армии для специальных заданий.
Еще в 1928 году созданная система подверглась резкой критике другого известного преподавателя борьбы – Василия Сергеевича Ощепкова.
Василий Сергеевич родился в 1892 году в п. Александровский на о. Сахалин. После поражения России в русско-японской войне Ощепков стал подданным страны «Восходящего солнца», так как Южный Сахалин отошел к Японии. В 10 лет Василий остался сиротой, попал в поле зрения российской разведки, испытывавшей недостаток в японистах, и был отправлен на учёбу на остров Хонсю. Участие в его судьбе принял архиепископ японский отец Николай, который устроил ребенка в семинарию в Киото, а потом в Токио. В семинарии преподавалось дзюдо, и по рекомендации тренера как лучший дзюдоист семинарии в 1911 году Василий был допущен к вступительным испытаниям и принят в институт дзюдо Кодокан, где начал тренироваться под руководством Дзигоро Кано. В 1913 году Ощепков получает I дан.
В этом же году, в 1913-м, Ощепков возвращается в Россию во Владивосток и организовывает первый в России кружок по изучению дзюдо. В октябре 1917 года, во время командировки в Японию, сдал экзамены на II дан.
В период с 1918 по 1926 годы Ощепков работал в Маньчжурии, Приамурье, на Сахалине и в Японии, выполняя специальные разведывательные задания и операции от разведуправления Красной Армии. За эти годы он познакомился с местными системами самообороны и существенно улучшил свои боевые навыки.
С 1929 года Ощепков работает в Управлении по боевой подготовке РККА, готовит инструкторов и военнослужащих по системе «дзюдо». Кроме этого, Василий Сергеевич с 1929 года становится преподавателем Государственного центрального института физической культуры. На основе дзюдо, а также благодаря многим народным системам самообороны в 30-е годы Ощепков начал создавать более совершенную систему самообороны, которая в те годы называлась «вольной борьбой дзюдо».
В период с 1928 по 1930 годы Ощепков выступил с резкой критикой системы «сам» Спиридонова. Обвиняя Виктора Афанасьевича в отсутствии методики и создании узконаправленного боевого комплекса приемов, он фактически предопределил дальнейшую судьбу прикладного направления будущего самбо.
В 1937 году дзюдо, как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из институтов, а в сентябре 1937 года Ощепков был арестован по доносу как «шпион, занимающийся шпионажем в пользу Японии». Через 10 дней Ощепков умер в Бутырской тюрьме.
Место Ощепкова в обществе РККА и центральном институте физической культуры было занято одним из его учеников – Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым. Именно Харлампиев за 1937-1939 гг. систематизировал опыт и знания своего учителя Ощепкова, а также первый опыт Спиридонова, и создал советскую борьбу вольного стиля, которая в дальнейшем стала называться «самбо».
О жизни Анатолия Аркадьевича известно намного больше, чем о жизни предыдущих людей. Отец и дед Харлампиева были лучшими бойцами г. Смоленск. Отец был боксером-профессионалом, а дед не только мастером борьбы, но и собирателем старых приемов борьбы и кулачного боя. Семья Харлампиевых гордилась и свято хранила старинную книгу «Искусство борьбы» Николаса Петерса с гравюрами знаменитого Раймона де Хуго, изданную в 1674 году. Когда Харлампиев в 1932 году поступил в институт физкультуры и стал учеником Ощепкова В.С., он уже был сформированным бойцом.
В период с 1932 по 1936 гг. Харлампиев, активно занимаясь дзюдо, собирает и записывает любые приемы из различных видов борьбы. В этот период Харлампиев посещает Среднюю Азию, Байкал, Приморье, где совершенствует и изучает технику борьбы различных народов Советского Союза. К 1938 году, основываясь на работах своего учителя В.С. Ощепкина и В.А. Спиридонова, а также на основе собственного опыта и знаний о культуре народов России, Анатолий Аркадьевич закончил работу над анализом и обработкой богатейшего материала. На 1-ой Всесоюзной Конференции по борьбе он выступает с докладом о разработанной систематике, терминологии и классификации собранного материала — приемов национальных видов борьбы народов СССР, а также лучших методик других единоборств (бокс, дзюдо, вольная борьба).
То, что предложил Харлампиев, было нечто новое, что объединяло лучшие из всех боевых искусств, известных в то время. Так, например,  морфологическая систематика новой борьбы включала два раздела — раздел бросков и борьба в партере. В разделе бросков насчитывалось около 5000 (!!!) приемов, отличающихся друг от друга морфологически (по захвату, выводу из равновесия, контрприемам, окончанию бросков). В японском дзюдо насчитывалось только 14 бросков! Таким образом, в 1938 году на 1-ой Конференции и Сборе тренеров СССР было принято постановление:
1. Труд Харлампиева одобрить.
2. Зафиксировать за ним авторство созданной им систематики и терминологии.
3. Поручить Харлампиеву создать учебник для работы тренеров.
Так появилась «советская борьба вольного стиля», названная в дальнейшем словами Спиридонова — «самооборона без оружия» (самбо). И хотя близость идей этих трех известных людей (Спиридонова, Ощепкова, Харлампиева) породила слухи о том, что последний из мастеров «украл» идеи Спиридонова и воспользовался записками своего учителя Ощепкова, это всего лишь слухи, рожденные в первую очередь людьми, которым в те тяжелые годы не давала покоя новая борьба, рожденная великими мастерами на основе опыта и знаний воинственных народов, населявших территорию нашей могучей Родины.
В 1939 году состоялось открытие Первого Чемпионата СССР по самбо, в котором участвовало 56 спортсменов из 8 городов, а в 1940 году на Втором Чемпионате СССР по самбо участвовало 60 спортсменов из 11 городов.
В 1946 году вся систематика, все документы по новой российской борьбе исчезли, поэтому на первой послевоенной конференции по борьбе самбо в 1946 году пришлось заново доказывать, что это новый отечественный вид спорта, который достоин того, чтобы его можно было культивировать в масштабах всего Советского Союза.
В период 1946-1965 гг. идет становление русской национальной борьбы как нового вида спорта. В этот период самбо пытались закрыть, поменять название (предлагали даже название «борьба-смекалка»), чиновники Госкомспорта и тренеры по дзюдо требовали прекратить культивировать самбо. Самбо дважды исключали из чемпионатов СССР (в 1953 и 1957 годах). Многие, особенно в силовых структурах, помня методическую деятельность Спиридонова в «Динамо», требовали сделать самбо прикладным видом, связанным с подготовкой спецподразделений.
Анатолий Аркадьевич Харлампиев видел развитие системы самбо исключительно в массовости.
В 1961 году в Москву приезжал вице-президент международной федерации дзюдо господин Ханта специально для просмотра борьбы самбо. После его отъезда из Кодокана пришло официальное письмо с просьбой прислать литературу и фильм по борьбе самбо. В СССР начали часто приезжать команды японских мастеров и тренеров. Все схватки самбистов снимались на пленку.
По окончании международного турнира в Москве по дзюдо тренер японской команды экс-чемпион мира Коджи Соно сказал: «Мне нравится ваша борьба самбо. Некоторые пытаются, правда, оставить за ней первое место, отодвинув дзюдо на второй план. Этого делать я не буду, как и не поступлю наоборот. Я считаю, что каждый из этих видов по-своему хорош, по-своему выражает дух своего народа, и с этим нельзя не считаться».
В 1962 году команда советских самбистов успешно дебютировала на Чемпионате Европы по дзюдо. Через год сборная СССР по самбо стала чемпионом Европы по дзюдо и удерживала это звание три года. Приехав впервые на Олимпийские Игры в Токио, все четыре борца-самбиста стали бронзовыми призерами по борьбе дзюдо.
В 1965 году в Японии была создана Ассоциация спортивной борьбы самбо, а в 1966 году самбо признано на конгрессе ФИЛА как отдельный вид борьбы.
Первая самостоятельная федерация самбо появилась в Болгарии в 1957 году. Первый Чемпионат Европы по борьбе самбо был проведен в 1972 году в Риге (Латвия, СССР), а первый Чемпионат Мира в 1973 году в Тегеране (Иран).
В программу Олимпиады 1980 года в Москве Советский Союз, как страна, проводящая Олимпиаду, мог включить борьбу самбо, но в угоду политическим амбициям, а не сохранению традиций и истории, включили женский хоккей на траве. История России всегда была полна курьезов…
В 1985 году Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту принял постановление «О состоянии и мерах по развитию борьбы самбо».
В 2003 году решением Госкомспорта России самбо официально признано национальным видом спорта в Российской Федерации.
16 ноября 2008 года в честь 70-летия самбо впервые состоялось празднование Всероссийского дня самбо, а с 2016 года 16 ноября станет международным днем самбо.
16 ноября 2015 года был подписан приказ № 1045, согласно которому самбо вошла в перечень испытаний IV-VI ступеней ГТО.
Международная любительская Федерация Самбо (FIAS) включает на сегодняшний день 92 национальные федерации и 12 стран являются кандидатами на вступление.